Украинцы боятся майдана сильнее, чем войны, – Давосский отчет

Участник Аналитического кластера “Украинская Фабрика Мысли” Сергей Быков: Украинцы боятся майдана сильнее, чем войны.

Глубокая социальная нестабильность – основной риск для Украины. А энергетический шок оказался вероятнее войны. Об этом говорит ежегодный индекс региональных рисков от Всемирного экономического форума.

Давосский форум ежегодно оценивает риски ведения бизнеса в каждом из регионов. И в этом году доклад посвящен восьми регионам: Европа, Евразия, Северная Америка, Ближний Восток с Северной Африкой, Восточная Азия, Латинская Америка, Южная Азия и Черная Африка.

Фактически сегодняшние показатели – результат власти прошедших 5 лет. Изменить ситуацию к лучшему – прямая обязанность нового руководства страны.

Несмотря на евроинтеграционные изменения, которые парламент внес в Конституцию, наша страна все еще не входит в европейский регион в этом докладе.

У европейских стран основные риски в целом похожи. В тройке лидеров по региону – кибербезопасность, финансовый мыльный пузырь и войны между странами. Также в пятерку топ-рисков вошли ценовой шок на энергоресурсы и фискальные кризисы.

Кибербезопасность признана главной угрозой в ключевых европейских экономиках: во Франции, Великобритании, Италии и Германии. Того, что финансовый мыльный пузырь лопнет, больше других боятся на Кипре, в Эстонии, Литве, Португалии и Швеции. А поляки в этом году больше всего опасаются войны.

Наша страна в докладе ВЭФ относится к евразийскому региону. Мы тут вместе с Россией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Киргизстаном, Молдовой и Таджикистаном. Сразу по поводу условных “пунктов” у страны в определенном риске: чем пунктов больше – тем риск острее. Например, 1 – риск отсутствует, а 100 – это очень плохо.

Теперь к делу. Украинские предприниматели обеспокоены углубляющейся социальной нестабильностью. Этот риск является первым не только для Украины, но и для Венгрии, Словакии, Боливии, Кот-д’Ивуара, Эль-Сальвадора и Гаити. Но не спешите радоваться, глядя на соседство с Венгрией или Словакией. По рейтингу социальной нестабильности Словакия набрала 37 пунктов, а Венгрия – 38. Зато Эль-Сальвадор, как и Украина, набрали по 51 пункту. Наш показатель вдвое превышает средний по миру.

Да и не социалкой единой. Второе место в ключевых рисках Украины – это энергетический ценовой шок. Этот риск связан с мировыми скачками цен на энергоресурсы и неопределенностью на рынке. Дела в Украине усугубляет неясность в вопросе транзита российского газа. Средний показатель по миру – 27, а у нас 49 пунктов. Подобный показатель, для сравнения, у Тринидада и Тобаго. Правда, это островное государство обошло Украину на два пункта.

А тройку главных рисков замыкает вероятность открытой войны. Почти 31 пункт. Я выше писал, что в европейском регионе войны больше всего опасаются в Польше – 52 пункта. Обратите внимание, в Польше уровень риска войны превышает уровень социальной нестабильности в Украине. Кстати, войну как “риск” меньше рассматривают в России. Северный сосед Украины набрал здесь 47 пунктов. Тем не менее для России война – главный риск, а для Украины – третий.

В пятерку главных рисков для Украины входят еще вероятность, что откажет критическая инфраструктура, состоятся фискальные кризисы и, как следствие, вырастет безработица.

Не ужасайтесь, что в Украине якобы все плохо и кругом “зрада”. Мы можем гордиться, что Украине почти не грозит неспособность единого госуправления. В этом параметре мы существенно обгоняем средний мировой показатель: 11.7 в Украине против 24.2 пункта в мире. Также Украине не страшны риски отсутствия питьевой воды и продовольствия. Ну, как не страшны… Пока землю не разрешили продавать иностранцам, разумеется.

Важно понимать, что опрос проводили среди руководителей предприятий в 141 стране. ВЭФ попросил, чтобы 12 879 респондентов выбрали из 30 рисков самые актуальные для страны, в которой они работают.

Рекомендуем

awwsomepic-0258-986x1024

Анна Ковальчук: Будуй, поки гаряче

2022_01_25_440ab4d0059a0320

Олексій Кущ: Що буде з гривнею та суверенними паперами?

awwsomepic-0258-986x1024

Анна Ковальчук: Что ждет сельское хозяйство Украины в 2022 году

Screenshot_20211213-113822_Chrome

Юрий Гаврилечко: Как жизнь в долг отразится на простых украинцах?