Карантин и экономика. Трудные вызовы – непростые решения

АвторАнтон Подлуцкийсоучредитель Аналитического консалтингового агентства “Украинская Фабрика Мысли”.


В понедельник, 30 марта, Кабинет министров Дениса Шмыгаля должен внести в Верховную Раду откорректированный вариант секвестра госбюджета-2020. Но как бы правительство не урезало статьи доходов и расходов, очевидно – карантин, вызванный необходимостью остановить эпидемию коронавируса SARS-СоV-2, который провоцирует острое респираторное заболевание COVID-19, приведет к колоссальным экономическим и гуманитарным утратам в Украине.

Опрос, проведенный “Градусом”, показал, что у более чем половины граждан деньги закончатся за четыре недели карантина. Учитывая, что опрос проводился только в городах с населением 50 тыс. и более, ситуация выглядит еще более угрожающей.

Поскольку подавляющее большинство жителей малых городов, пгт, поселков и сел живут от зарплаты до зарплаты, запаса денег у них нет. И когда будет не на что покупать еду и элементарные лекарства, что с высокой степенью вероятности случится? Правильно – грабежи и погромы, с которыми не справятся ни МВД, ни Нацгвардия, ни, тем более, армия. Никто не пойдет против своего народа, как бы власть имущие ни надували сейчас щеки.

Здесь – первый вызов. Полагаю, Кабмину следует, несмотря на страхи, пересмотреть формат карантина – и открыть право и возможность работать. Разумеется, с соблюдением санитарных норм – ношение масок, перчаток, использование антисептиков и с регулярной дезинфекцией общественного транспорта. Сложно? очень сложно. Но другого выхода – нет.

Второй вызов – соблюдение санитарных норм. Борьба с “проклятым наследием совка” привела к тому, что сейчас чиновники. ответственные за безопасность граждан и всей страны, едва ли не на коленях пишут новые протоколы, часто попадая мимо цели. Например, в Киеве массово заваривают мусоропроводы – в многоквартирных домах, которые уже почти год, согласно закону, являются собственностью исключительно жильцов этих домов. То есть власть вторгается на приватную территорию, не имея на то никакого права – это можно делать только в случае объявления чрезвычайного положения. Которое еще не введено и едва ли будет введено.

Но соблюдение санитарных норм можно соблюдать и без нарушения гражданских прав и свобод. Не буду задавать риторические вопросы, почему в январе уже уволенный Кабмин Алексея Гончарука ничего не делал для подготовки к эпидемии, почему маски и тесты на вирус с аппаратами искусственной вентиляции легких только сейчас завозятся в страну и пр. Пусть на эти вопросы дадут ответы следственные и правоохранительные органы.

Переориентирование спиртзаводов исключительно на внутренний рынок дает основание полагать, что проблемы с антисептиками в ближайшее время будет снята. Но почему Кабмин до сих пор не завалил заказами умирающие предприятия легпрома и медоборудования, чтобы они выпускали маски и перчатки?

Почему до сих пор не призваны с пенсии старые специалисты по гражданской обороне и безопасности, чтобы в сжатые сроки реанимировать старые противоэпидемиологические протоколы?

Почему правительство только-только внесло изменения в правила проезда в общественном транспорте “не более половины посадочных мест”, а не каких-то 10 человек, из которых в Киеве – два полицейских и один представитель “Муниципальной варты”?

Почему не запустить метро в режиме соблюдения жестких карантинных мер?

Что с Госрезервом?

Что с открытием инфекционных отделений, которые были уничтожены в ходе т.н. “медреформы Квиташвили-Супрун”?

Что с развозкой медперсонала? Или врачи и медсестры так и будут ездить на машинах частных машинах волонтеров, которые, как и в 2014-2015 годах, взяли на себя государственные функции и позволили чиновникам несколько лет имитировать деятельность?

Что со школами? Где программа Минобразования, которая позволит перевести обучение детей в онлайн – не в виде аматорских решений преподавателей, который на свой страх и риск, кое-где начали обучение через Интернет? И разве невозможно провести ВНО в онлайн-режиме?

Как правительство планирует создавать рабочие места для сотен тысяч заробитчан, вернувшихся в Украину из-за рубежа? Ведь, не получая регулярные заграничные перечисления от них, бюджет недополучит миллиарды долларов, по сравнению с которыми ожидаемые деньги от МВФ – это слезы.

Почему не ведутся переговоры с МВФ не о получении очередного кредита, да еще под принятие предельно вредного закона о т.н. “рынке земли”, а об отсрочке выплат по долгам? Такой подход резко снимет нагрузку с бюджета и высвободит сотни миллиардов гривен на решение безотлагательных, жизненно важных задач. Речь не идет о дефолте, который, возможно, и был бы выходом, но исключительно о переносе выплат по долгам.

Таких вопросов – очень много. И понятно, что никакое правительство, даже самое гениальное, не может справиться с этими задачами за  день-два. Но – надо. Потому что иначе Украина окажется не просто на дне, а на дне, откуда нет выхода в принципе – и 90-е годы, тем кто их помнит, покажутся просто раем.

Но в любой, самой страшной истории, есть позитивная сторона. Если все мы сделаем правильные выводы из эпидемии коронавируса, то сможем правильно выстроить всю систему здравоохранения. Потому что после окончания эпидемии никуда не денутся наши постоянные враги – туберкулез, гепатиты и вспышки гриппов, которые каждый сезон уносят больше жизней, чем COVID-19.

Иллюстрация: Pixabay


Подписывайтесь на канал «Ukrainian Think Tank» в Telegram,  YouTube, страницу в Facebook.


Читайте також:

Рекомендуем

awwsomepic-0258-986x1024

Анна Ковальчук: Будуй, поки гаряче

2022_01_25_440ab4d0059a0320

Олексій Кущ: Що буде з гривнею та суверенними паперами?

awwsomepic-0258-986x1024

Анна Ковальчук: Что ждет сельское хозяйство Украины в 2022 году

Screenshot_20211213-113822_Chrome

Юрий Гаврилечко: Как жизнь в долг отразится на простых украинцах?