“Стоимость реализации управленческого решения в Украине примерно в 50 раз больше, чем в УССР”, – Юрий Гаврилечко
Автор: Юрий Гаврилечко, кандидат наук государственного управления, соучредитель Аналитического консалтингового агентства «Украинская Фабрика Мысли».
Сегодня, 23 июня, национальный профессиональный праздник – День государственной службы. Как ни странно и удивительно, но в отличии от «дня медика», «дня учителя», «дня шахтера» или «дня железнодорожника» этот праздник практически не интересен ни политическому руководству страны, ни СМИ. Хотя государство не может существовать без государственных служащих, точно также, как она малореально без врачей, учителей или солдат. Впрочем, меня могут попрекнуть и уточнить, «а как же тогда существует Ватикан?», на что, в общем-то, есть и такой же «троллинговый» ответ: «покажите пожалуйста урожденных ватиканцев».
Впрочем, если серьезно, то отношение украинцев к госслужбе за годы Независимости определяется, в основном, достаточно негативными эмоциями, связанными, зачастую, с собственным и также негативным опытом об щения с бюрократической машиной. При этом, что у «пересічних», что у политического истеблишмента бытует мнение, что вся проблема-то кроется в коррупции чиновников. И если ее, эту самую коррупцию, побороть, то все сразу станут «белыми и пушистыми», а страна семимильными шагами, сбросив коррупционный балласт, устремится в светлое будущее, где и пробьет очередной потолок благосостояния, роскоши и комфорта для всех участников этого самого семимильного забега.
Однако в реальности все обстоит совершенно не так. И, в первую очередь потому, что качество работы госслужбы постоянно пытаются привязать к кадрам и только к кадрам. Кадры же, в свою очередь, не только не пытаются ничем мотивировать и стимулировать, но и всячески способствуют закреплению в общественном мнении стойкой ассоциации: если чиновник, то обязательно коррупционер. В таких условиях а) у честного и порядочного человека даже мысли не появляется стать госслужащим б) если он каким-то чудом и попадает на госслужбу, то очень быстро уходит или… превращается в того, кем его хочет видеть общество: в коррупционера.
Да, таким образом политическому бомонду проще управлять, ведь коррупционер всегда «на крючке». Правда, чем дольше сохраняется подобное положение вещей, тем дороже обходится любое политическое решение. Особенно ярко это становится заметно тогда, когда политики, не прислушиваясь к голосу специалистов в госуправлении, под каждую проблему организовывают отдельный госорган, даже не понимая, что экстенсивный путь решения задач всегда упирается в наличие средств. И чем больше будет госструктур, которые созданы для решения отдельных задач, тем быстрее государство обанкротится, так как стоимость управленческих решений будет расти в бесконечность.
И вот эту системную проблему наши политики не просто игнорируют, а даже не подозревают о ее существовании! На данный момент стоимость реализации любого управленческого решения в Украине примерно в 50(!) раз больше, чем в УССР. И именно это, а не коррупция, является причиной того, что мы проигрываем в конкуренции всем окружающим странам, имеем самый низкий уровень жизни в Европе и катимся дальше в экономическую пропасть. Стоимость управленческих решений – это не только о деньгах, это о своевременности и оперативности, об ответственности и ресурсном обеспечении, о качестве управления и качестве подготовки кадров. Именно в этом мы и проигрываем.
И будем проигрывать как минимум до тех пор, пока и политический истеблишмент и «пересічний громадянин» и сами госслужащие не задумаются над тем, что без бюрократии нет государства, а качество бюрократии определяет, во многом, конкурентоспособность государства.
Чтобы повысить качество бюрократии, госслужба должна стать престижной. Престиж – это, опять-таки не всегда и не столько деньги. Госслужба, это вообще не о персональном обогащении. О персональном обогащении – бизнес. Только разделив эти понятия и сформировав ну… скажет так, профессиональную общность госслужащих, со своим морально-этическим Кодексом, своей системой подготовки, своими гарантиями и своей ответственностью, можно добиться позитивных изменений на уровне кадров.
А вот на уровне механизмов госуправления, которые и определяют стоимость управленческих решений, потребует серьезная работа на уровне межпарадигмальных групп с участием и политиков и ученых и кадровых чиновников. В противном случае, Украина рискует разорится вследствие того, что каждая новая власть будет обходится госбюджету все дороже и дороже.
Подписывайтесь на канал «Ukrainian Think Tank» в Telegram, YouTube, страницу в Facebook.
Читайте также:
- Виновник торжества: почему фермеров не обрадует праздник от Зеленского?
- Александр Кава: “Проблемы пассажирского транспортного сообщения Киева и области можно полностью решить за пять лет”
- Кредит МВФ: что Украина обменяет на 5 млрд долларов?
- Анна Ковальчук: Между засухой и рекордом
- “Лучшее, что Украина может сделать – это начать превращаться в государство-кластер, учиться обходиться своими силами”, – Алексей Кущ