Алексей Кущ: На глобальном рынке мировых проектов, Украина все больше становится игроком, “которому скоро нечем сдачу будет давать”
Алексей Кущ: И речь даже не о сырьевом характере нашей экономики, речь о более глобальных факторах развития.

Что мы хотим купить?
Иррациональные товары, которые нужны политикам, хватающимся за власть. Или формальную, ни к чему не обязывающую, поддержку хотя бы одного сильного союзника.
По первому пункту – это получение Томоса, по второму – привлечение Турции в “Крымскую платформу”.
Что продаем?
Свой макроэкономический потенциал, которым сами не можем воспользоваться и поэтому с готовностью делимся им с теми странами, кто может.
В обмен на Томос, Украина молча наблюдала за строительством Турецкого потока, хотя он представлял точно такую же опасность для нашего транзитного потенциала, как и Северный поток-2.
Вы хоть раз слышали от наших политиков заявления, типа: “Турецкий поток – это предательство интересов Украины, он должен быть остановлен любой ценой”.
Нафтогаз не платил своим функционерам за лоббизм против этого обходного проекта, а наш МИД не апеллировал к США с требованием ввести санкции.
А теперь попробуйте найти два и больше отличий в Северном потоке-2 и Турецком потоке в контексте ослабления нашего транзитного потенциала (кроме географии и объемов прокачки).
Сейчас, глава МИД Украины заявил, что мы в шаге от подписания соглашения о ЗСТ с Турцией.
Эти заявления делаются накануне старта “Крымской платформы”, куда приглашена и Турция.
Параллельно РФ также предлагает туркам некий пакет военного и экономического сотрудничества, чтобы блокировать участие Анкары в нашем проекте по Крыму.
В этой связи, Эрдоган как политический лидер, вызывает искреннее восхищение.
Надавил на Константинопольский патриархат – получил Турецкий поток и примерно миллиард долларов доходов в год от транзита российского газа.
Ему этот Томос и даром не нужен был, а взамен получил второй газопровод (вдобавок к Голубому потоку).
Сейчас он ставит на кон свое участие или неучастие в Крымской платформе.
Она ему тоже до лампочки, в любом варианте развития событий.
В Стамбуле в очень далекой перспективе рассматривают ревизию Кючук-Кайнарджийского мирного договора Османов с Российской империей, то есть не только Крым должен вернуться в зону турецких интересов, но и все северное Причерноморье.
И уже создан анклав такого влияния в виде Гагаузии (автономия в составе Молдовы).
В 2020-м, глава автономной области Ирина Влах встречалась и Эрдоганом и это подавалось как восстановление прежних исторических связей.
“Турция помогает нам реагировать на вызовы современности”, – сильное заявление представителя маленького национального образования в составе совершенно другого государства.
Турецкоге агентство по сротрудничеству и координации (TIKA) активно осваивает Комрат при молчиливом согласии Кишинева….
Так что Турция продаст совершенно ненужно для себя (не)участие в Крымской платформе, получив либо пакет выгодных соглашений с РФ, либо соглашение о Зоне свободной торговли с Украиной.
То есть купив прагматичные и рациональные выгоды для себя в обмен на чужие комплексы или иррациональность.
Кстати, если имперские комплексы – любимый геополитический товар РФ и в России готовы платить за него валютой, то у нас – любимый товар, который мы повсеместно покупаем – это глубинная иррациональность, что-то вроде фразы о том, что “мы готовы быть голыми и босыми ради Томоса”.
Кстати, как изменилась духовная жизнь каждого из нас и нации в целом, после его получения?
Что касается соглашения о ЗСТ с Турцией.
Та же покупка иррациональности в обмен на вполне реальные торговые интересы своей страны.
Еще в 2018-м году я написал об этой угрозе статью (привожу ее в комментариях):
“В контексте Турции важно понимать иное. Эта страна представляет собой уникальный пример максимальной торговой интеграции на европейский рынок, которая в случае с другим государством была бы возможна лишь при условии полноценного членства в ЕС.
Выиграть у турок в торговле – это все равно, что пытаться снять больше фильмов, чем в Индии.
На данный момент Турция максимально использует не только рынки ЕС, но и свое региональное лидерство и, учитывая объективную ресурсную ограниченность, “отжимает на жмых” менее расторопных соседей.
Турки покупают нефть и перерабатывают ее на своих нефтехимических заводах, поставляя готовую продукцию на европейский рынок.
То же самое они делают с нашей “нефтью” – подсолнечным маслом. Они не только покупают украинскую “семечку” и делают из нее готовый продукт, но и закупают наше готовое масло, перевозимое специальными танкерами, а затем бутылируют его под своими брендами. На экспорт идет уже турецкое масло, которое стоит значительно дороже наливного.
То же самое происходит и в металлургии: турки закупают полуфабрикаты из черных металлов в виде слябов, г/к рулонов, квадратных заготовок, а также чугуна, а затем производят на своих предприятиях сталь и прокат высочайшего класса и продают этот товар на рынках Германии, Швеции и других европейских стран, но уже по значительно более высокой цене.
Создать ЗСТ с такой страной – это значит поставить на грань выживания не только наше машиностроение, но и легкую, обувную, промышленность, которые в последний год начали показывать неплохие темпы роста и осваивать не только рынок ЕС, но и свой внутренний.
Кроме того, не смогут выдержать конкуренцию с турками и наши производители овощей – о грунтовых херсонских помидорах придется забыть.
Не трудно заметить, что почти половину нашего экспорта в Турцию составляют черные металлы и рудное сырье.
Создание зоны свободной торговли при таком раскладе – это всего лишь очередной реверанс власти перед одной крупнейшей ФПГ страны.
И для этого не жалко пожертвовать украинскими машиностроителями, херсонскими помидорами, швеями и обувщиками, превратив Украину в экспортера “семечки”, лома и полуфабрикатов из черных металлов. Ах да, еще и экспортера остатков крупного рогатого скота “на кожу”.
Аналогичную жертву, принесенную на алтарь соглашения ЗСТ с ЕС, мы объяснили исторической неизбежностью вектора европейской интеграции.
А как объясним “растворение” в турецком направлении?
С ролью сырьевого придатка Европы Украина уже смирилась. Но быть сырьевым придатком Турции… Не комильфо…”.
Источник: Facebook автора.

Подписывайтесь на канал «Ukrainian Think Tank» в Telegram, YouTube, страницу в Facebook.
Читайте также:
- Юрий Гаврилечко: Почему Украине все еще рано отказываться от бумажных документов
- Купивших землю могут её лишить в любой момент, – Юрий Гаврилечко
- Quo Vadis Украина? Часть первая: Корпы и Неоконы
- 100 млрд грн – плата за неадекватные решения власти, – Юрий Гаврилечко
- Деградация системы госуправления чревата постоянными кризисами власти
- Андрей Ермолаев: Есть ли во власти интеллектуалы?
- В Украине появятся «земельные ломбарды»
- Александр Кава: О бюджетах Минфина, восстановлении инфраструктуры Донбасса и скоростной ж/д
- Алексей Кущ: Почему “Большое строительство” оказалось большим пшиком?
- Руслан Рыгованов: Амнистия капитала
- Юрий Гаврилечко: Налоговая амнистия или начало реформы системы фискализации в Украине?